Водные маршруты по Уфе и РБ
Река Уфа (маршрут 1) Маршрут: Начальный пункт – г. Нязепетровск, конечный – ГЭС Павловка. Протяженность маршрута: 653 км. Источник: http://www.skitalets.ru/books/bashkiria_lopatin/ | |
Река Ай (маршрут 2) Маршрут: Начальный пункт – г. Куса, конечный – с. Усть-Айск. Протяженность маршрута: около 430 км. Источник: http://www.skitalets.ru/books/bashkiria_lopatin/ | |
Река Юрюзань (маршрут 3) Маршрут: Начальный пункт – г. Усть-Катав, конечный – устье Юрюзани. Протяженность маршрута: 262 км. Источник: http://www.skitalets.ru/books/bashkiria_lopatin/ | |
Река Сим (маршрут 4) Маршрут: Начальный пункт – г. Сим, конечный – с. Охлебинино. Протяженность маршрута: около 165 км. Источник: http://www.skitalets.ru/books/bashkiria_lopatin/ | |
Река Инзер (маршрут 5) Маршрут: Начальный пункт – ст. Курманай, конечный – с. Охлебинино. Протяженность маршрута: 300 км. Источник: http://www.skitalets.ru/books/bashkiria_lopatin/ | |
Река Дема (маршрут 6) Маршрут: Начальный пункт – пос. Раевский, конечный – г. Уфа. Протяженность маршрута: 160 км. Источник: http://www.skitalets.ru/books/bashkiria_lopatin/ | |
Река Зилим (маршрут 7) Маршрут: Начальный пункт – д. Бутаево (в 2 км от ст. Зигазы), конечный – Карламановский сахарный завод (на Белой). Протяженность маршрута: около 250-260 км. Источник: http://www.skitalets.ru/books/bashkiria_lopatin/ | |
Река Белая (маршрут 8) Маршрут: Начальный пункт – пос. Ломовка, конечный – г. Мелеуз. Протяженность маршрута: 453 км. Источник: http://www.skitalets.ru/books/bashkiria_lopatin/ | |
Река Сакмара (маршрут 9) Маршрут: Начальный пункт – д. Иткулово 1-е, конечный – ст. Кувандык. Протяженность маршрута: около 350 км. Источник: http://www.skitalets.ru/books/bashkiria_lopatin/ | |
Маршруты по рекам Башкирии заслуженно пользуются популярностью среди туристов-водников. Они отличаются разнообразием пейзажей, неожиданными сочетаниями суровых обрывистых гор, буйных травяных джунглей, усыпанных цветами лугов и пологих холмов, покрытых темными лесами. И хотя плавание по рекам Башкирии сопряжено с некоторыми трудностями, они с избытком перекрываются теми яркими впечатлениями, которые на многие годы остаются в памяти.
Около 80% территории Башкирии принадлежит бассейну Белой и ее притоков. Это сказалось и на выборе рек для походов. Из описанных маршрутов только один (по Сакмаре) принадлежит другой водной системе.
Лучшие месяцы для водных походов по Башкирии июнь – август (для Сакмары май – июнь). В сентябре в горах часто идут дожди, а в ясную погоду ночами бывают заморозки. Летом, особенно в "сухие" годы, многие реки сильно мелеют, плавание по ним становится затруднительным, и почти неизбежны длительные проводки. Поэтому туристам необходимо иметь кеды с толстой стелькой (мели уральских рек, как правило, каменистые). За исключением текущей по равнине Демы все предложенные реки имеют ярко выраженный горный характер и отличаются солидной скоростью течения, незначительной глубиной в горной части, большой извилистостью, множеством естественных препятствий: песчаных и каменистых мелей, перекатов, быстрин, осложненных крутыми поворотами и свисающими с берегов в воду кустами. Отсутствуют только водопады и крупные пороги. Зато обилие маленьких порожков.
Наиболее удобное судно для предлагаемых рек – разборная байдарка. Она имеет малую осадку, большую грузоподъемность (до 300 кг), остойчива, достаточно поворотлива в порогах. Можно идти и на дощаниках.
В последние годы большую популярность среди туристов приобрели плоты на автомобильных камерах с деревянной рамой. Такой плот сравнительно немного весит, имеет незначительную осадку, легко управляется и хорошо идет по перекатам. Для подобных плотов доступны: Уфа до Красноуфимска (дальше течение замедляется), Инзер до Тавакачево, Белая до Юмагузино, Зилим (весь), Сакмара до Кувандыка. Можно идти на подобных плотах и по Юрюзани, но там течение медленнее.
Перед походом рекомендуется ознакомиться с прекрасной книгой В. П. Филатова "Туризм на байдарках" (ФиС, 1959).
Для удачного проведения похода большое значение имеет количество участников. По уральским рекам следует идти группой в 5-6 байдарок. Капитаном избирается наиболее опытный и авторитетный турист. Протяженность дневного перехода не должна превышать 25-30 км, и только при благоприятных условиях можно повысить ее до 35-40 км.
При составлении графика похода на каждые 3-4 ходовых дня планируется дневка, которая используется не только для отдыха, но и для ознакомления с окружающими лагерь местами, для экскурсий в близ расположенные колхозы и совхозы.
В описанных водных маршрутах довольно подробно указаны все сколько-нибудь серьезные препятствия, ожидающие туристов в пути. Пожалуй, за исключением переката Сарышта на Инзере и порогов Сакмары все они могут быть пройдены без предварительного осмотра.
Для благополучного прохождения естественных препятствий рекомендуется придерживаться следующих основных правил:
1. Группа идет кильватерной колонной (цепочкой). Возглавляет ее наиболее опытный турист (как правило, капитан), а замыкает его помощник.
2. Перекаты проходят по корыту дна: здесь более глубокое место переката. От головной (капитанской) байдарки зависит удачное преодоление препятствия.
3. Каждая байдарка имеет на борту ремонтный набор. Во время прохождения препятствия (например, переката) каждое последующее судно наблюдает за предыдущим и в случае аварии оказывает ему помощь при подходе к берегу, ремонте и т. д. Недопустимо потерпевшую аварию байдарку предоставлять собственным силам.
4. На быстринах не следует идти близко к берегу. Необходимо энергично от него отгребаться, так как столкновение на большой скорости с берегом (будь то скала, свисающие в воду кусты или просто крутой земляной берег) приведет к серьезной аварии – для байдарки во всяком случае.
5. Крик при прохождении препятствия – это сигнал об аварии. Препятствия нужно проходить в тишине.